Дневник советского школьника

10 января 1981 года (пятница)

<< | >> | в начало

Решили посетить Эльробус, как раз утром погода обещала быть хорошей. Встретились с группой и стали ждать автобус. Тот не приехал, и мы взяли другой, прозрачно намекнув водитель на нечто на дороге не валяющееся. Приехали довольно скоро. Смотрим: дом. И гудит. Вошли. На нас набросились какие-то товарищи, хотевшие востребовать у нас билеты, но мы в молчании протянули им накладную с подписями всех сильных мира сего и дающую нам право подниматься без очереди и без билетов (см. Collection), в результате чего товарищи сделали кислые физиономии, но расступились и пропустили нас на посадку. Дорога здесь вагончиковая и состоит из двух вагончиков: один во время остановки тросса находится внизу, а другой - наверху. Вошли в вагончик, оказавшийся madein Italy. Он был красного цвета и очень приятный, правда довольно заляпанный и с битыми орг-стёклами. Двери закрыли и вагончик тронулся со скоростью 6 м/с. Внезапно внизу мы увидели работающий американский (или немецкий?) аппарат для выравнивания склона - ретрак. Он тоже был красный, шириной около четырех метров. Гусеницы были широченные, впереди был прицеплен ковш и специальный валик, приминающий снег между гусеницами. На крыше мигала сигнальная лампочка, ретрак поднимался по склону, оставляя за собой 4-х метровую гладкую и твёрдую колею. В вагончике я тщетно пытался отвернуть что-либо для коллекции, но итальянцы сделали всё точно и прочно, в результате чего мне пришлось довольствоваться только куском разодранной покрышки от сидения, которые находились в углах вагончика. Выйдя из вагончика, мы снова предъявили накладную и сели в другой вагончик той же конструкции, едущий выше. Наконец мы полностью приехали. Взяв лыжи и пройдя коридором, оказались на улице. Там действовал второй ретрак. Он был такой же, как и тот, внизу, и мне удалось его детально рассмотреть. Когда он наконец поднял ковш с валиком, въехал в сугроб и остановился. Водитель выскочил и убежал, я влез на гусеницу и проследовал к кабине. Там было ценно: руль, как в самолёте; ряды кнопок и лампочек, приборы; мягкие откидывающиеся кресла. Всё носило следы качества и глубокой продуманности. Гусеницы были съёмными, они были одеты на колёса. За кабиной, где у машин обычно находится кузов, были какие-то аккумуляторы, трубки и поршни, но на двигатель было не похоже. Тут явился водитель с металлической большой канистрой авиатоплива, тоже, видимо, американский (ФРГ - ?). Он нажал какой-то рычаг, кабина мягко поднялась, Водитель влез на гусеницу и начал опорожнять куда-то ценную канистру. Группа собралась, и после долгих колебаний некоторых её членов и неоднократных запечатлеваний на плёнку группы в разных комбинациях, решено было ехать. Высота ощущалась: хотя и небо было закрыто облаками, солнечные лучи проникали и слепили глаза. Снег оказался неудачный, какой-то тяжелый и рассыпучий. К тому же проявилась одна из особенностей местной погоды: при отсутствии какого бы то ни было тумана, при очень хорошей видимости склон представлялся совершенно гладким и ровным, хотя на деле был покрыт буграми и впадинами. Это создавало неудобства: начинаешь поворачивать и в самый ответственный момент налетаешь на невидимый бугор и оказываешься в сугробе. К тому же встать, как бы это не казалось странным, почти невозможно: втыкаешь палку - она уходит в снег по ручку, хочешь зацепиться локтём, а он утопает... И снова действие высоты: смотришь: спуск, а потом подъём. Ну, думаешь, разгонишься, а там сам по себе остановишься. И вот разгоняешься, спускаешься; вот уже и бугор, подъём..., однако, несмотря на то, что едешь вверх, разгоняешься ещё больше... Это происходит от нарушения координации и зрительного смещения центра тяжести. Вот я описал тут так называемые страсти-мордасти, тем не менее мы спустились три или четыре раза от верха до середины (не от верха самого Эльбруса, а от верхнего подъёмника), а потом сели в вагончик и спустились от середины до низа: там трасса между камней, очень неприятная, и мы решили её избегнуть. Вся группа куда-то исчезла. (рисунок)* Автобуса тоже не было и мы решили ехать до "Чегета" на лыжах ввиду небольшого уклона в ту сторону. Ехать пришлось по проезжей части, скорость сбавлять опасались из-за возможного подъёма, из-под кантов лыж летели искры при попадании на мелкие камни; прохожие шарахались в стороны. После такой дороги лыжи покрылись грязью и были все в выемках от камней; придется нам завтра их точить общепризнанной американской по уверению того, кто нам её обещал дать, точилкой; на которой я в прошлый разглядел надпись "цена 5 рублей". Пообедав, стали отдыхать, а потом пошли за нарзаном. Уже стемнело, а потом пошли по лесной тропинке, поэтому за каждым деревом мерещились засевшие там злодее с ножами, готовые оттуда выскочить и потребовать часы и деньги. Благо денег у нас не было, а часы свои я бы не отдал: хоть они и помоечные, но тем не менее швейцарские, а главное, за десять дней отстали всего на одну минуту! Лес был пройден без появления злодиев с ножами, и перед нами возникла поляна. Снег очень белый и чуть ли не светится, поэтому на поляне светлее, чем в лесу. Вдруг: на снегу что-то тёмное... и движется!!! Я подошёл: что-то маленькое, длиной не больше 5 сантиметров, ползёт по снегу... Мышка! Я её накрыл варежкой, а сам зажёг спичку и стал смотреть. Поднял варежку: сидит, бедная аж дрожит от страха. Спичка погасла, и тогда она устремилась в свою нору, расположенную возле одного из кустов. Можно было её поймать, уж очень она была маленькая, но я решил,, пускай себе следует по назначению. Нарзан был очень вкусный, и бутылка его никогда не помешает. После ужина был фильм "Фантастическое путешествие на воздушном шаре" производства Мексики, я уже его как-то смотрел, но решил пойти ещё. Фильм был про Африку, но мексиканские продьюсеры не предусмотрели, что я в этом кое-что понимаю: один раз в кадре промелькнул куст опунции, которая, вообще-то, в Африке не растет. Да я ещё не знаю, растёт ли в этой Африке растение под названием Yucca (рисунок)*, которое почти всё время присутствовало в фильме.
>>