Дневник советского школьника

29 марта 1981 года (суббота)

<< | >> | в начало

Утром, после завтрака, мы с бабушкой пошли в лес и стали там ходить. Вчера у прохожих было окольным и секретным способом пронюхано следующее: в километрах четырёх от санатория (турбазы) находится монастырь. Всё, больше ничего. Но и этого было достаточно, чтобы я представил себе радужную картину, как можно пробираться по полутёмным залам с облупившейся штукатуркой... Вобщем, мы пошли. На каждом повороте спрашивали направление, наконец, вдали увидели блестящий золотой "кумпол". Кумпол этот несколько поколебал мои мечты насчёт пребывания в монастыре: значит, там уже поработали реставраторы, всё подчистили, подмазали и натянули музейные канаты. Но рядом с отреставрированным кумполом (куполом) было ещё несколько штук ржавых жестяных и деревянных... Необходимо было сначала войти, а потом уж рассуждать. У огромных ворот была мраморная плита с выкрябаной на ней надписью, гласившей, что монастырь был воздвигнут в XIII веке в честь какого-то игумена Саввы (видимо, того ещё носа). В XVII веке монастырь был перестроен, в частности, деревянная стена вокруг него была переделана на каменную. Ну, значит, Саввы. Мы вошли в полуоткрытые ворота, створки которых (6-7 метровой высоты) намертво вдавились в землю. Тут уже можно описать монастырь. Наружная стена представляла из себя крытую галлерею, изнутри монастыря открытую, а снаружи имеющую отверстия на уровне головы по форме бойницы, и ещё внизу - видимо, для стока воды. (Внизу - т.е. на уровне ног, выходят наружу). По четырём углам и посередине одной стороны прямоугольника, образованного замкнутыми галлереями, находились башни с кумполами (рисунок*). Внутри стены были расположены разные постройки, большею частью уже отреставрированные. Они были очень скучные и неинтересные, к тому же за вход взималась плата. Я хотел попасть на галлерею (или галеррею...), но отвесную стену высотой до второго-третьего этажа одолеть не мог. Пришлось ходить внизу, изучая какие-то могильные плиты и тому подобное. Но вот я заметил, как один хмырь пошёл по какой-то лестнице куда-то наверх. Помещение, к которому вела лестница, находилось почти в центре территории, так что попасть оттуда на галерею (это по-английски gallery, а у нас, оказывается, просто галерея) нечего было и думать. Но - делать было нечего - и я полез по стёртым ступенькам. Хмырь уже спускался, так как лестница кончалась закрытой дверью. Однако я пошёл дальше - по карнизу второго этажа, затем перелез на одиноко стоявшую стену, прошёл по ней до конца - стена совсем рядом с галереей кончалась! Это меня взбесило, я слез со стены и уже твёрдо решил попасть на запретных верх. Я заметил, как в одном месте строительный забор упирается в монастырскую стену. Меня осенило... Было довольно странно смотреть со стороны, как какой-то довольно приличный товарищ в moon-boot-ах, чистой куртке и лыжной шапочке небрежно влезает на забор, а оттуда - на стену с табличкой "Стой! Опасная зона!" Однако этого никто не видел, и я благополучно попал на галерею. Она была длинная, узкая и ценная: на её каменном полу скопилась редчайшая историческая пыль. Видимо, здесь ещё не работали реставраторы. И как они удивятся, когда увидят на полу гигантские резные следы, пересекающие галерею из конца в конец! Но вернёмся к повествованию. Я шёл, с удовольствием глядя в бойницы с одной стороны и плюя на головы проходивших внизу экскурсантов с другой. Здесь было пусто и тихо, свет проникал через щели в крыше. Я дошёл до первой башни, внутри которой оказалась площадка с укреплёнными на неё брёвнами, поддерживающими купол. Изучив толстенные железные двери и вид из зарешёченных окон, продвинулся дальше. В полу стали попадаться крутые уходящие вниз лестницы, в конце которых я натыкался на свежезаделанную стену - это, видимо, были подземные ходы. Вдруг навстречу мне попался пенсионер. Я был весьма удивлён - что, он тоже по забору сюда влез?! Но он показал мне незаметную лестницу, по которой можно без труда подняться. Я не мог не поблагодарить его за ценный совет, и проследовал далее. Я обошёл монастырь кругом и спустился по забору, там же, где и влезал. Нашёл бабушку, поднялся с ней по лестнице и пошёл по второму разу. В одной из угловых башен была обнаружена потайная дверь, ведущая вниз. В одном месте какая-то постройка вплотную прилегала к стене, и я решил влезть на её крышу. Я уже перевесил ноги и искал за что бы ухватиться... как вдруг... заметил на стене возле себя ржавую железку, которая держалась путём... редчайшего, квадратного, ржавого гвоздя!!! Я взвыл от радости и начал гвоздь вытаскивать. Гвоздь шатался, но никак не шёл. У меня выступил холодный пот: какже, я не вытащу проторчавший два столетия в стене гвоздь?! Не пройдёт! Я вытаскивал гвоздь, не обращая внимания на начавшую собираться внизу небольшую толпу. А зрелище было модным: на высоте второго этажа какой-то товарищ в moon-boot-ах выламывает что-то из стены! И тут... ААА!!! Вытащил!!! Если бы я в таком случае воскликнул: "Valuable!", или что-нибудь в этом роде, то меня бы приняли за иностранца, без зазренья совести расхищающего исторические богатства Советского государства, и принялись бы ловить по всему монастырю. Но я только в превеликой радости вытаращил глаза и спрыгнул обратно в галерею. Железку, не представлявшую из себя ничего особенного, я выкинул в бойницу, а гвоздь... ценнейший гвоздь, ржавый, кривой, с огромной шляпкой... спрятал в карман. После этого я продолжил осматривать достопримечательности. Обойдя всё снова вокруг, спустились по лестнице и стали бродить внизу. Там также было множество окованных железом дверей, они были открыты, а помещения завалены досками и всяким хламом. Я проник в одно из помещений, нашёл там лопату и попытался отковырнуть от двери другой гвоздь, со шляпкой (знак*) 2 см. Но... не всё сразу: шляпка отлетела и закатилась в мусор, лопата страшно грохнула об стену, и я поспешил отретироваться. Ничего, я ещё туда приду! На обратном пути купили в магазине бутылку сока, и я её наполовину выпил. Домой пришли около часа, к двум пошли на обед, но там сказали, что обед будет не раньше пол четвёртого... Чуваки... После "обеда" в... 16.30, в 17.00 смотрел по телеку "12 стульев". Приятно. Вечером погрузился в радио. В Польше ТАКОЕ... Уже баррикады на дорогах возводят, граждан за левые взгляды преследуют, и такой погром, такой погром... В Варшаве телеграф и телестудию захватили! Везде дорожные знаки посрывали! Пора, пора вводить... Нацмены из организации "Солидарность" нападают на нацменов из ПОРП - вот до чего дошли! Профсоюзы взбунтовались, оппортунисты проснулись, польские рабочие в содружестве с революционным крестьянством заметили начавшуюся неразбериху и, не долго думая, вступили в общенациональную резню. А тем временем по всем тёмным углам притаились американцы, только и ждущие повода для провокации. И уж они то этого не пропустят. Затем был какой-то эстрадный концерт. В качестве сенсационной новинки преподнесли широко перед этим разрекламированную песню... которая у нас есть уже второй год, и притом в том же исполнении... (там ещё поётся: "Nicolas!.. Nikolas!..."). Хмарь. >>