Дневник советского школьника

15 июня 1981 года (воскресенье)

<< | >> | в начало

Сразу после завтрака вместе с тридцатью другими желающими устремились к выходу и стали ходить возле здания столовой (там ещё на втором этаже имеется дирекция и далее - нумера).Появилась инструктор - предводитель и экскурсия началась. Прежде всего пошли к железнодорожной станции - метров 500. Там инструктором были приобретены билеты. Все вдруг затихли и начали друг на друга коситься и ожесточённо ходить по перрону - боялись, что потребуют деньги. Но билеты раздали бесплатно, у всех отлегло, и толпа с радостью, воплями и билетами на перевес бросилась на первый показавшийся состав - благо тот не был электричкой и не остановился. Минут через пять погрузились и поехали. В Майори сошли и минуты три шли. До пристани!!! (на реке Лиелупе; местные жители ударяют на "И", а отдыхающие на - "У") (река Лиелупе тянется вначале вдоль моря (а потом неизвестно как) на расстоянии от оного в метрах 500-х). На пристани все снова застеснялись и приуныли, увидев плакат с ценами, но денег опять же не потребовали. Тогда моментально оттеснили капитана (чувствовалось, что из команды был только он один), собственноручно перекинувшего на пристань доску и ринулись вниз, где были два салона - спереди и сзади. Мы попали вперёд и заняли выгодные места. Объявили, что будем ехать 32 километра со скоростью 18 км/ч - я тут же извлёк детектив (следующий "THE MURDER OF ROGER ACKROYD") и углубился было, но тут уж инструктор - предводитель (экскурсовод) за нас взялась... "Посмотрите направо... Посмотрите налево.... - понеслось из репродуктора. За час мы узнали, например, что на Лиелупе имеется разводной, но никогда ещё не разводившийся мост, что "Юрмала" значит "Морской берег", а "Дзинтарс" - янтарь, что раньше байдарки - изготовляли из Гондурасского кедра (...), привезён- ного из Швеции (...), что глубина Лиелупе до 20 метров, а самая высокая дюна - 15 метров... Внезапно ход был остановлен из-за того, что какая-то баржа с песком встала поперёк русла. Все заволновались, я уже хотел было предложить эту баржу протаранить, но как бы читая мои мысли, на буксире что-то загудело, баржа отплыла и инцидент был, как говорится, исчерпан. Въехали в Рижский порт. Гигантские краны, нависшие над толстенными и длиннейшими кораблями, а также некоторый туман делали картину грозной и настолько величественной, что пассажиры даже прекратили играть в карты и стали смотреть. Посредине порта возвышался самый большой корабль - под Либерийским флагом, он из-за тоннажности и осадки не смог подойти к причалу. все стали восхищаться, но меня не проведешь: мы же на географии проходили, что в Либерии ещё не одно судно не построено, и, следовательно, это блеф. Тут хмырь принёс пайки: хлеб, огурец и консервы "Завтрак туриста"... Я купил в имевшемся ларьке (встроенном) конфет. Почавкали с полчаса и вскоре причалили к сомнительному строению: кроме брёвен и досок ничего нет, даже здания. Вышли, размялись, и отправились к музею. Он был неподалёку и только у его ворот мы узнали, что он из себя представляет: оказывается, всякие старинные строения, характеризующие историю латышского народа. Первым объектом стала корчма, тоннажностью (будем так выражаться) не меньше того судна с либерийским флагом. Экскурсовод долго трепалась об этой корчме, оказавшейся обыкновенным трактиром. Далее была лютеранская церковь. Объяснили, что она тут стоит ещё с позапрошлого века, однако явственно пахло свежей древесиной. Церковь дешёвенькая, выполненная "одним топором" и с использованием аршинных гвоздей, с наружи напоминала барак. Но внутри на потолке была роспись: человек двадцать святых, все на одно лицо, а в руках барабаны, трубы, какие-то гитары и балалайки - прямо джазовый оркестр! Возле алтаря стояли высокие, как в баре стулья с круглыми сидениями, а коммуникация на заднем плане эмитировала стойку. Всё было в резьбе по дереву и в огрызках свечей. У выхода висел на стене ящик с отверстием: на дне ящика я обнаружил копейку. После церкви представлена была изба крестьянина: хибара из брёвен с вот-такими щелями (охватывающих жест) и громадным замком современного производства на двери. После избы крестьянина было строение помещика, видимо, реконструкция первых поселенцев из Европы в Америке. Удалось походить по тёмным комнатам и изучать утварь: двухметровые ложки, прялки, деревянные жбаны всех размеров (пустые): кованые сундуки и шкапы (тоже пустые) и тому подобное. Следующие экспонаты также были избами различного назначения: особенно обстоятельно изучена была баня с окнами неположенного размера. Периодически попадались чушки H=2 м и (знак)* 1,5 м, это были ульи. Была ветряная мельница без крыльев, колодец, комната для окуривания якобы целебными травами, комната с экспозицией живописью и со знанием дела выдолбленных из дерева гробов, так что даже было понятно, в какую сторону ложиться головой. В одном из помещений в дальнем углу я нашёл валявшуюся железку с гвоздями и один вытащил для коллекции. Он, правда, отнюдь не исторический, но всё равно ценный. Один сарай был наполнен плетёнными, можно сказать, бочками, в которых влезает по пять человек (предположительно). Перед выходом с территории музея посетили зал с выставкой плетённых изделий современных авторов - тоже всякие жбаны, табуретки, абажуры и тому подобное. Была и традиционная корзина. В дальнем углу я увидел книгу отзывов и манящую шариковую ручку и сразу понял, что это - то что надо. Оглядевшись, схватил ручку и после размашистого трактата, подписанного "Артисты большого театра" небрежно и сжато настрочил: "Получили большое удовольствие. Группа туристов 15/VI-81 г." - первое, что пришло в голову. Но зато увековечил! Вместе с артистами-то! Вернулись на пристань, сели в теплоход и поехали. Включили "Чингиз-хан! - дешовка. Но уж лучше, чем какие-нибудь наши. (о том, что это "Чингиз Хан", я узнал только по мотиву, слов же нельзя было разобрать". Все полезли на палубе со вскрытыми "Завтраками туриста", поели, оставили банки и бросились плясать... Некоторые, в том числе и я, начали кормить имевшихся чаек. И вот наш исходящий "Чингизханом" теплоход, сотрясаемый скачущими по верхней палубе товарищами и окружённый стаей чаек, приблизился снова к порту. Идущие навстречу катера останавливались, из окон рубок кораблей высовывались люди, что-то кричали и улыбались. Мы тоже кричали, но ничего не было слышно. Однако все по-прежнему улыбались и размахивали руками и было весело. Улыбкой нас удостоил снизойдя, даже капитан крупного корабля, высунувшись вместе с ещё десятком помощников с высоты пятого этажа. Работники дока на время перестали красить трубу корабля, на фоне которой казались очень маленькими, и тоже оглядывались (на стене дока, кстати, кроме надписей трехметровыми буквами "Slow speed" и "Не швартоваться" имелось ещё небольшое отступление - было написано "Хмырь"). Лишь под сенью Либерийского флага никто не отвлекался от работы - выгружали ковшами что-то сыпучее и жёлтое. Может, пшеницу? Доплыли до Майори, доехали на электричке, поужинали.. М-да. Гуляя вечером по пляжу поддался искушению поразмышлять на разные философско-математические темы о социальных проблемах. Сегодня, в частности, основной мыслью явилось: подсчитать, какую неналичную прибыль можно получить от сегодняшнего экскурса (в смысле: если бы мы сегодня платили за электричку, сухой паёк, теплоход и музей, то это был бы убыток. Поскольку мы не платили за всё это, то получается выгода. А так как нам эту выгоду непосредственно не выдали, то эта прибыль неналичная) В принципе, это всё легко подсчитать: все услуги при самом скрупулёзном учёте составляют 5,20 или просто 5 рэ. Это всё легко, а вот самая сложная и интересная задача в следующем: подсчитать сколько потерло государство на 30 экскурсантах (учитывая прибыль государству от возвращения нами обеденных талонов (условно талон - 1 рэ)), какое процентное отношение составляет сегодняшняя прибыль от платы за номер и еду (на одного человека и двоих), каково процентное отношение прибыли к общей стоимости путёвки, сколько выйдет, сели эту прибыль распределить по дням (сначала без вычета, а потом с вычетом стоимости еды); затем всё это сравнить со стоимостью жизни на частной квартире; также интересно было бы узнать, какова была бы прибыль от посещения всех экскурсий (а их за всё время объявлялось штук пять) и какое, опять же, было бы отношение этой общей прибыли ко всем вышеуказанным пунктам. Не представляя чистого практического интереса, эти вопросы всё-таки требовали разъяснения. И выяснилось, что при цене номера и еды в день на человека 6.50 (даже не "убийственная", а довольно скромная цена) и при посещении нами ещё шести экскурсий (с выдачей прибыли), то стоимость жизни на турбазе была бы на 1.20 дешевле, (всего прим. 17/VI-81 г.) чем на частной квартире... Однако это равносильно тому, как если бы в нумер вдруг ворвались товарищи и стали: один с опахалом отгонять мух, другой услаждать слух игрой на арфе, третий бы занялся маникюром ваших ногтей, а в конце всех процедур, с вашей стороны даже и не заказанных, вдруг сообщили бы вам, что всё это очень дорого, но денег они не возьмут. Вот и получается: вроде бы и прибыль, а вроде бы и нет. Или, ещё лучше: волу в ступе толочь... >>