Дневник советского школьника

22 августа 1982 года (суббота)

<< | >> | в начало

Будь на мне вчера болотные сапоги, я бы ещё изучил медянок. А в городских полуботинках - как-то опасно. Днём шёл дождь, создавший почти идеальную обстановку для чтения Радищева. "MURDER" и "Науки". Вечером по телевизору смотрел кино, наглядно показывавшее непреложную связь искусства и общества. Наконец наши студии приняли бой импералистов во всех областях жизни! Сюжет: прилетают инопланетяне с коммунистическим мировоззрением, высокой нравственностью и совершенной моралью. Следует отметить, что уже в этом фильм много потерял: если уж инопланетяне, так монстры, гиганты, роботы, оснащенные лазерными пушками, плазменными ускорителями или какими-нибудь ультрасовременнными системами (то есть, я хочу сказать, лазерная пушка тоже стара, но в крайнем случае подошла бы). А тут - обыкновенные люди с непроницаемыми лицами, обладающие, правда, даром телепатии и перемещения в пространстве, но это нисколько не оправдывает создателей сценария. Ведь для нормальных, даже средних инопланетян по современным представлениям, телепатия - такая элементарщина, что и упоминать о ней не следует; это само собой разумеется. А перемещение в пространстве усилием воли, не подтверждённое изображение самого действия (так происходит в фильме). Может потрясти разве что непосвященного потенциально провинциального обывателя. К тому же, инопланетяне не предусматривают всего того, что ждёт их на Земле (они боятся подводных лодок и самолётов) разыскивающих их. Возможно, конечно, что авторы хотели сказать, что инопланетяне боятся причинить людям вред, но это уже другой аспект исследования). "Настоящие" инопланетяне полагаются болльше на ЭВМ, чем на свой ум, какими бы феноменальными свойствами он не обладал, поэтому сбои в их работе крайне редки. (можно в опровержение привести в пример фильм "Ангар-18", где летающая тарелка непредусмотренно сталкивается с искусственным спутником, отчего в тарелке разбиваются какие-то пробирки и инопланетяне погибают. Здесь также можно всё раскритиковать: с каких это пор в космос берут стеклянные (или бьющиеся) предметы: они, во-первых, могут разбиться, а, во-вторых, достать из них содержимое будет нелегко: там же невесомость, жидкость под действием сил поверхностного натяжения выливаться не будет, её придется или вытряхивать (что смешно), или извлекать посредством шприца (что неэффективно). С другой стороны, создатели "Ангара - 18" хотели во что бы то ни стало избавиться от инопланетян, которые бы мешали дальнейшему развёртыванию сюжета - и они их просто отравили веществом, содержащимся в пробирках. Это - не очень удачный, но приемлимый ход). Вернёмся к нашему фильму. Итак, решающую роль играет ЭВМ. А если техника не на уровне, так и летать не следует! А тут: инопланетяне спорят между собой, где такое можно найти?! Разумеется, советское кино любит реализм, но не до такой же степени. Нужно так: закладывается программа, и электронный (или пневматический, как хотите, но автоматический, абстрактный, безошибочный) мозг даёт ответ. Вот что касается сюжета, сценария. Теперь сам фильм... Неужели мы, самая "космическая" страна в мире, нее могли обыграть такую тему, как космический корабль? В фильме он ни разу не показан. Вместо него - что угодно: море, скалы, чёрная пустота с перемещающимися светящими точками - так, очевидно, показан факт восприятия людьми встречи с внеземным разумом Кстати, способ получения таких "космических" картин был известен ещё кинопродюсерам 30-х годов. Классическая тема всей русской литературы и почти всей кинематографии - идейные искания. Тут ничего не скажешь: опыт изображения идейных искания в самых разнообразных ситуациях у нас имеется бесспорно. В самом деле, человек, оказавшийся в роли посредника двух миров испытывает некоторую отрешённость. Сие продемонстрировано. Но финал, финал... Вертолёт с надписью "POLICE" (точно такой вертолёт я видел на воздушном параде, конечно, без надписи) и несколько машин, набитых агентами, преследуют машину с профессором - посредником и оставшимся инопланетянином - - причём инопланетянкой (остальные улетели). Естественно весомые секунды за весь фильм инопланетянка со свойственным ей даром переноситься из машины в пространство, а оттуда - на соседнее поле. Профессор неудачно поворачивает, и машина падает под откос, она крутится, бьётся о камни, наконец, останавливается колёсами вверх.. Вот тут бы последовать взрыву, страшному взрыву и чадному факелу, на который ушла бы канистра бензина и немного динамита... Но.... Дверца машины открывается, и оттуда выпадает мёртвый профессор. Он ударился головой о крышу или лобовое стекло и умер. Довольно глупая смерть. Тут появляется инопланетянка и человек пять агентов. Последняя надежда: потасовка, драка и падение вертолёта, при том обязательно на бензозаправочную станцию. Но нет вертолёт благополучно приземляется, а инопланетянку убивают - и как?! - из обыкновенного пистолета, даже без глушителя... Я в грусти пошёл спать. >>