Дневник советского школьника

4 августа 1982 года (вторник)

<< | >> | в начало

Устная математика. Пришёл. Дали билеты - задачи и теорию. Как увидел я задачу про шестизначное число, кратное 11, 7 и 13. Как осознал пагубную суть примера с нагромождением синусов и косинусов - так решил, что ничего решу. Но минут за пять всё это сделал. Дальше - проще: тригонометрические формулы двойного и половинного аргумента и наивность древних греков - теорема Пифагора. (А, может быть, и не греков). Ответил на все вопросы и стал ждать, когда меня вызовут. Сидеть просто так не хотелось - стал доказывать все формулы двойных и половинных аргументов - доказал на поллиста. В карточке было три задачи, одну сказали не делать - но делать было нечего, и я её сделал. Сижу, жду. Вдруг сзади: "Ма-альчик! Ты не знаешь формулу производной (знак)*" - заговорщический шёпот. Я решил, что конкурентов эта формула всё равно не спасёт и ответил углом рта, чтобы в случае чего не узнали голоса: "Знаю!" и написал на обрывке бумаги, который мне переправили: (формула)* и прочее особенно коряво, чтобы не признали почерка. Наконец мне разрешили отвечать, но пришлось ещё некоторое время сидеть рядом с тётей-экзаменатором, ожидая, пока она разберётся с остальными. На первой парте, прямо передо мной сидел никто иной, как Фундатор, мы с ним перемигивались. Он оказался не таким агрессивным, мы о нём плохо думали. Меня опрашивали не больше минуты. Задачи и доказательства оценили, признав их правильными, и задали два вопроса, каково свойство высоты, опущенной из прямого угла прямоугольного треугольника и какую теорему я знаю о медианах. Я сказал, что высота отсекает подобные треугольники, а медианы точкой пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины. В листе мне написали: "пять". Я понял, что интервью окончено, и ушёл. Вот так, Кажется. Дома принял общие поздравления и с мамой поехал в лес, в "Коммунарку". В лесу светило солнце и было очень натурально. На дороге я нашёл огромную автомобильную покрышку и покатил её под уклон, что немало поразило всех прохожих. Двигаясь мимо деревьев, я наткнулся на кусок трубы, сделанной их прессованной бумаги - таких много валяется возле школы - их привозят с намотанным на них линолеумом. Не успел я ударить по трубе ногой, как из неё вылетел целый рой лесных ос и начал с гудением летать вокруг меня. Я понял, что в трубе находится их гнездо, и поспешно отступил, размахивая курткой. Через некоторое время осы успокоились и скрылись в гнезде, я получил возможность наблюдать его с минимальной дистанции. Внутри имелось пространство, заполненное белым пористым материалом (таким же, из которого было сделано гнездо моей осы...) с отверстиями, служившими входом и, соответственно, выходом. Далее я бродил по полю, выискивая какого-нибудь обитателя, но никого не нашёл. Зато попался под руку хитрый металлический каркас с рукояткой и вращающимся цилиндром внутри. Среди буйной травы и на фоне природы он напоминал о чём-то космическом, впрочем, я его за пять минут разломал и составные части бросил в близлежащий куст. На обратном пути носовым платком поймал мышь, маленькую, серую и глубоко испуганную. Словом, вот так. >>