Дневник советского школьника

17 мая 1983 года (понедельник)

<< | >> | в начало

Прохаживаясь как-то на досуге, ещё зимой, мы с Федей сделали интересное открытие: оказывается, совсем рядом, в каких-то сотнях метров от Миклухо-Маклая расположено живописнейшее архитектурное сооружение - церковь трёхсотлетней давности, где, говорят, венчался Кутузов и бывал Наполеон. Понятно, одного взгляда на церковь хватило, чтобы мы сделались убеждёнными кладоискателями. Церковь стоит между четырёх девятиэтажных домов, но не очень близко к ним, так что романтика не рассеивается, напротив, она усугубляется из-за обстановки. Кругом церкви - полуразрушенная ограда (точнее, полуразрушенные столбы на том месте, где она должна быть), целая роща деревьев, могильные решётки, остатки кирпичных стен, что в совокупности с ночью создает атмосферу немного идеализированной таинственной старины. Как видно из направленности описания, наивность кладоискательства нам вполне понятна, а главное - именно атмосфера. Сама церковь - жутковато-притягательна с выветренными непогодой кирпичами, закрытыми железными листами окнами, проросшей на крыше травой и мрачными провалами в куполе. Зимой (не исключено, что я писал) мы обошли несколько раз вокруг, пощупали стены, заглянули через отверстия внутрь и вкратце осмотрели подступы, причём Федя наткнулся на подземный ход и едва в него не залез. Снег скрывал детали. После предпринятой экспедиции мы лишь с юмором рассуждали о кладе; всякий очередной вариант начинался словами: "... И вот кирка со звоном упёрлась в массивный предмет...". "Поделив" клад, оцененный тысяч в триста, мы спорили, стоит ли делиться с государством, и делились соображениями, что делать с суммой, даже четверть которой фантастична. Решили сперва купить по видеомагнитофону. Второй разведывательный поход, также ночной, дал исчерпывающую информацию о сокровищах, которые там, несомненно зарыты. Церковь сразу отпадала - кто станет прятать внутри. Когда снаружи - (триста (знак)* 200 лет назад) - едва прослеживаются признаки цивилизации? Рядом с церковью сохранились две стены в виде буквы "Г", образовавшие, видно, сарай или подсобное заведение. Вот под стенами - там клад и есть. Эта мысль настолько нас обрадовала, что мы хотели немедленно красть лопаты в ящике напротив школы. Однако, вдумавшись, мы осознали, что не прощупали почву. И вот сегодня, при свете солнца я отправился, образно говоря, прощупывать почву. У церкви я заметил деда, выгуливавшего, как показалось собак. К нему-то я и обратился, считая его подходящей кандидатурой. И - какое вознаграждение! Какой пассаж! Какой я, оказывается, резидент! Дед сразу признался, что он вовсе не выгуливает собак, а сторожит в полном смысле слова. Тут же он рассказал всё, что хоть косвенно связывал с церковью. Вот немногочисленные выдержки из нашей содержательной беседы. Кто и когда построил церковь никто не знает. Говорят, помещик. Кто и когда собирается её реставрировать, никто не знает. Говорят, гостелерадио. Кто и с какой стати поставил деда сторожить, он смутно догадывается, хотя и обязанности исполняет - тезисы, касающиеся исторического места церкви. Искать клады ежедневно лезут по пятнадцать человек в возрасте от пяти до тридцати пяти лет. Ищут их оригинальным, дотоле редко употреблявшимся способом: прибегают, залезают через крышу внутрь и долбят стены во всех направлениях. Если не удаётся залезть, долбят снаружи основание фундамента. Те горы кирпичей, которые мы видели - не что иное, как результат их деятельности. Бедный сторож только и делает, что травит кладоискателей собаками, отводит их, сколько может поймать, по назначению, и сортирует кирпичи: это то, что касается реального места церкви в жизни населения. Наконец, сторож не отрицает наличия клада и охотно вошёл бы в пай акционерного общества непрофессиональных раскопок, и любого другого подобного сорта, - историческое место сторожа. И, совсем уж наконец, - в 21.00 сторож покидает пост. Это - реальное место сторожа, наиболее перспективное. >>