Дневник советского школьника

24 января 1984 года (понедельник)

<< | >> | в начало

Природа, в окружении которой находимся мы большую часть дня, склоняет мысли к еретическому течению. Гегелевское учение о развитии и, следовательно, относительности знаний побудило меня совершить крестовый поход на материализм в лице Игоря. Я запутал окружающих и сам едва не запутался в хитросплетении собственных доводов, подтверждающих теорию фанатизма и - громко сказано - опровергающих принцип Гейзенберга, что мне особенно приятно. Разглагольствовать в кругу понимающих людей проще, чем создавать действительно научное учение - но каждое открытие в какой-то степени вероятностно, так почему бы не попробовать. Вообще, неясен критерий оценки правильности теории - если это процентное отношение "фактов" и их последователей, то материализм и идеализм имеют равные шансы. Смутный фактор доказательности (активно применяемый философами, а не статистиками) существенно зависит от исходного предположения. Хотя материалисты множеством способов вышибают краеугольный камень из-под ног своих противников, очевидно, происходит и обратное - иначе почему же материализм ещё не победил. Скажут, что буржуазия насаждает идеализм посредством пропаганды, религии и пр., за счёт чего и пополняется лагерь этого направления. Однако, например, у нас нет подобной пропаганды, церковь отделена от государства и ущемляется, как позволяют рамки демократии, - в то же время я затрудняюсь назвать лично знакомых мне материалистов, с кем я беседовал на тему основного вопроса философии и как представитель идеализма получил должный отпор - пожалуй, это наш Снус и Леньшин - и всё! Причём никому из них почему-то не удалось убедить меня в отсутствии абсолютного духа, так что приведённый материализм носит оттенок некоторой догматичности. Тут следует сделать замечание принципиального характера - как ни странно, в число материалистов я отношу и себя! Пародоксальность лежит в том отношении к философии, которое я практикую. Мне кажется, что материя первична. Я согласен с тем, что сознание, видимо, есть свойство высокоорганизованной материи. Это - внутренне и безотказательно. Истина, как говорится, рождается в споре. Находясь в лагере материализма, я не могу спорить с его представителями (потенциально меня окружающими) с его же позиций, т.к. получится полное согласие. Поэтому я становлюсь на точку зрения идеализма, проникаюсь интересом и спорю, как идеалист. К сожалению, мой внутренний материализм часто разносится мной же в пух и прах. Идеализм, напротив, всё сильнее укрепляется. В споре с не совсем убежденными материалистами я снова - идеалист, потому что нельзя то и дело менять точку зрения. Известно, что неизвестное - всегда удар по теории, его допускающей. Полагающим в основе дух хорошо - они всё объясняют из реальной жизни, если же натыкаются на неизвестное - говорят "дух" и всё. Пресловутую бесконечность легче понять для абстрактного духа, чем для реальной материи. Если дух считают вечным, то для введения материи нужен первотолчок. Опять - проблема сознания. Кажется, я развил одну мыслишку... впрочем, она ещё не готова. >>