Дневник советского школьника

21 февраля 1984 года (понедельник)

<< | >> | в начало

Намечается ещё одна привелегия студентов, относящаяся к числу специфических - стройотряд. Стройотряды бывают разные. Можно строить свинарник в колхозе за умеренную плату, можно разгружать товар в детском мире с меньшим стимулом, или записаться в непонятные "Зелёные" (озеленители), по поводу которых финансовый вопрос хранится организаторами в тайне. Можно работать "налево" за бешеные деньги в колхозе, скупать дефицит в детском мире, халтурить в "Зелёных". Есть приёмная комиссия, строительство нового корпуса (по счёту - "Д"), наконец, архив. Нужно взвесить "за" и "против" для каждого варианта, совместить результаты и выбирать. Вообще, суть состоит в нахождении максимума функции с минимумами "работать, получать" и "не работать, не получать". Отложим по оси абсцисс "работать" вправо и "воровать" влево, а по оси ординат - "получать" вверх и "терять" вниз. Реальная кривая находится в I и II координатных углах, в ещё более грубом приближении - только в первом. Размерности по осям одинаковые - рубли. Термины "воровать" и "терять" введены как противоположные основным. Понятие максимума относится к приведённой кривой, соответствующей чисто математическому случаю поиска экстремума. Минимумы находятся в I угле, причём один совпадает с началом координат. Обобщённо, минимумы есть и в нижней полуплоскости, где расположена полуось "терять". Прослеживается своеобразная ось минимумов y=-x, при y>0 она переходит в ось максимумов. Анализ охватывает всё новые качества заданной функции. Ограничимся прикладными. II и IV углы нехарактерны - первый оптимален, второй неблагоприятен. Интересны углы, где по осям отложены противоположные параметры. Как заметно, кривая должна быть приближена к полезным осям. Кроме того, она должна лежать выше прямой y=x, в худшем случае находиться на ней (условие пропорциональности работы и оплаты). Практически участок y<0, y>x трудно реализовать. Итак, остаётся половина угла: x>0, y>x. Варианты, попадающие в этот сектор, сравниваются по следующему критерию: (формула*), то предпочтителен вариант 1. При равенстве отношений выгоднее выбрать (формула*). Если же ни один вариант не попадёт в сектор, то, как говорится, I beg your pardon. >>